Автор: Миша Вербицкий

Лет десять назад наш прекрасный народ не покупал лицензионных игр вообще. Лицензию непонятно для кого привозили из-за границы и продавали процентов на 20 дороже, чем на Западе — то есть от 40 до 60 зеленых рублей. Настоящие же игры были только пиратские.
Лицензия — явление сравнительно недавнее: в какой-то момент пираты совместно с правообладателями поняли, что дешевле будет продавать людям лицензионные версии, а прибыль делить поровну. Появились легально зарегистрированные компании, продававшие те же самые игры по пиратской цене (плюс 10% сверху), но легально. И пираты переквалифицировались в легальных производителей лицензионного продукта.
Лицензия выгодна всем. Выгодна правообладателю, потому что с паршивой овцы хоть шерсти клок. Выгодна российскому производителю, потому что так он получает легальную монополию на рынке и право прессовать своих конкурентов с помощью милиции, как каких-нибудь пиратов. Выгодна всем — кроме нас с вами. За те же деньги мы получаем меньше продукта. Лицензионные диски снабжены переводами, во многих случаях — такими же пакостными, как и пиратские (что неудивительно — основная масса людей, производящих лицензию, прежде делали то же самое в пиратских фирмах). Это значит, что приходится мириться с гнусавой озвучкой и переводами известных переводчиков Стилуса и Промта. Это значит, что нужно терпеть монополию одного-единственного российского производителя, купившего права на издание игры. А монополия развращает.
Все знают о чудовищной по замыслу и убийственной по исполнению защите StarForce, которую ставят на свои игры российские издатели. Не знаю, как у вас, но у меня на компьютере половина игр со «Старфорсом» просто не запускалась, а те, что запускались, тормозили минут по пять. Дело кончилось тем, что я объявил «Старфорсу» персональный бойкот и стал покупать только те игры, для которых есть кряки. Подозреваю, что практически все, кто сталкивался с этим средневековым пыточным механизмом, готовы платить втрое больше, лишь бы не иметь дела с этой защитой.
Недавно StarForce стал продвигать свой продукт на западном рынке. Ушлые западные программеры описывали десятки ситуаций, когда «Старфорс» не позволяет пользоваться игрой и гробит оптический привод — иногда даже фатально. Разразился жуткий скандал; пиар-менеджер Protection Technology (разработчик StarForce), человек по фамилии Жидков, выступил в печати с угрозами подать на недоброжелателей в суд, сделав свою криворукую фирму всеобщим посмешищем и притчей во языцех.
На Западе действует законодательство по защите потребителя, не позволяющее совсем уж нагло облапошивать покупателя. В России подобного законодательства нет, зато пока пиратских версий было предостаточно, покупатель мог голосовать карманом и бойкотировать особенно зарвавшихся пиратов. Лицензия есть сочетание самого худшего — производитель получает все права, включая полную монополию на выпуск продукта, но никаких обязанностей у него по-прежнему нет. Дело идет к тому, что пиратские игры окончательно вытеснят, после чего лицензионщики смогут безнаказанно повышать цену плоть до западного уровня. Все это, конечно, ужасно.
Сторонники копирайта делятся на дураков и гадов. Гады шкурно заинтересованы в том, чтобы удушить пиратство. Обычно это люди, купленные кем-то из западных лоббистов либо желающие иметь право монопольной торговли лицензией. Дураки — те, кто считает, что от лицензионных выплат заморским авторам софта жизнь у нас в стране изменится к лучшему. Большинство дураков также являются лицемерами: полный комплект пиратских программ, который стоит на компьютерах большинства сторонников копирайта (Windows, MS Office, Photoshop, антивирус и так далее), стоит под тысячу долларов. «Долларов, украденных у американского налогоплательщика», — любят говорить американцы, скрупулезно подсчитывающие недополученную по причине нашего с вами «пиратства» выгоду.
Полная необязательность и даже абсурдность копирайтного законодательства не нуждается в доказательствах. Disney судится с детскими садами, где детки поют песни из его мультфильмов; из библиотеки Мошкова ([Только зарегистрированные могут видеть это. ]) изъяты Гумилев, Платонов, Ахматова и Заболоцкий; к умершей от старости девяностолетней бабушке приходят повестки в суд по обвинению в незаконном скачивании рэпа и панк-рока. Все это напоминает сюжеты Кафки и Сухово-Кобылина — ведь абсурдность обвинений подкрепляется многолетними сроками, угрожающими нарушителям. В США максимальный срок за нарушение копирайта втрое превышает срок за убийство без отягчающих — и все еще продолжает расти. В некоторых штатах пиратство официально приравнивается к терроризму. Россию, слепо копирующую самые бессмысленные законодательные нововведения Запада, ждет то же самое — вероятно, даже в еще более позорной и унизительной форме.
Пора сказать «нет» копирайту и лицензии. Люди сочиняют игры, песни и сказки не для денег, а для удовольствия. Оклад, жалованье, гонорары, роялти — дополнительный, хотя и приятный бонус. Но люди, сидящие на окладе, часто вынуждены мириться с беспределом работодателя, а это плохо сказывается на качестве игр.
Количество денег в игровой индустрии растет обратно пропорционально творчеству. Нету кайфа, товарищи. А какой может быть кайф, какое может быть творчество, когда все вопросы решает толстый дядя с толстым кошельком, который за всю свою жизнь играл только в тетрис и солитер? Все должно быть бесплатно, а особенно святое: игры, песни и сказки.

источник: вики + "Игромания" 2006 года